РУС БЕЛ ENG

Профилактика игровой и компьютерной зависимости у детей и подростков

Профилактика игровой и компьютерной зависимости у детей и подростков

           С развитием компьютерных технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения количество детей, интересующихся компьютерными играми, значительно увеличилось.

   Виртуальный мир компьютерных игр, в который играют дети, часто бывает жестоким и беспощадным, враждебным виртуальному герою. Герой сам противостоит этому миру, имея для этого все необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т.д. Ему приходится «убивать» компьютерных «врагов», а они, в свою очередь, просят «убить» его. Ребенок или подросток, длительное время находясь в такой среде, переносит законы игры в реальный мир: он начинает чувствовать себя неуязвимым, считает, что большинство людей настроены враждебно, а мир в целом опаснее его. на самом деле. Такие игры для большинства детей и подростков служат поводом для неосознанного изменения их отношения к миру, социуму и себе, что в конечном итоге приводит к усилению дезадаптации и усилению тревожности.

  По результатам исследований специалистов Американской академии педиатрии, досуг перед монитором меняет мышление и восприятие детей, приводя к утрате способности к внутренней речи. Быстрая смена картинок является причиной того, что для маленьких компьютерных геймеров реальная жизнь как бы замедляется: они начинают пропускать уроки. Вторая опасность чрезмерного погружения в виртуальный мир — потеря способности отличать вымысел от реальности. В некоторых случаях это может привести к психическим расстройствам.

 Родители также должны обращать внимание на то, сколько времени ребенок проводит за просмотром телевизора. Просмотр телевизионных программ детям до двух лет не рекомендуется. Быстрая смена кадров на экране негативно влияет на развитие мозга, который в этот период учится создавать образы. Телевидение очень опасно: оно дает детям возможность избирательно управлять своим восприятием и памятью. Психологи также связывают наблюдаемый в последнее время рост речевых нарушений у детей с тем, что юные зрители проводят перед экраном гораздо больше времени, чем это допустимо.

   Возникновение компьютерной и игровой зависимости характеризуется следующими этапами:

1. Вовлечение на этапе разработки.

Он характерен для ребенка в первый месяц после приобретения компьютера. Это необычно, смешно и очень интересно.

В этот период длительное сидение за компьютером не превышает одного месяца, а затем интерес снижается. Может происходить нормализация режима, во время которой возникают паузы, когда ребенок переключается на что-то более интересное для него. Но если выхода из этого этапа нет, то возможен переход ко второму этапу.

2. Состояние возможной зависимости .

Сильное погружение в игру, пребывание за компьютером более 3 часов в день, снижение уровня учебной мотивации, падение успеваемости, повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативная реакция на любые препятствия, мешающие обучению. игра. В общении излюбленной темой становится обсуждение компьютерной игры, происходит сужение круга общения, иногда нарушение сна и т. д.

3. Выраженное привыкание. Ребенок не владеет собой, становится эмоционально неустойчивым, при необходимости прервать игру начинает сильно нервничать, реагировать эмоционально или как-то иначе.

В случае насильственного вмешательства в игровой процесс подросток может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или с друзьями. Небрежность в одежде, равнодушие ко всему, что его не касается, прогулы уроков, понижение

производительность. Характерны также тревожность и возбудимость, рассеянность, рассеянность вне игровой деятельности. Очень заметное угасание интереса к общению, полная замена друзей компьютером.

Если ребенку не оказать квалифицированную помощь на этом этапе, есть опасность перехода на 4-й этап.

4. Клиническая зависимость . Пребывание за компьютером до 16-18 часов в сутки. Периодическое расстройство желудка (без каких-либо диагностируемых диагнозов). Скорее всего, молодой организм таким образом проявляет защитные реакции – боли и проблемы с желудочно-кишечным трактом. Имеются серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность или заторможенность. Наличие импульсивности в поведении, истерик, резкой смены эмоций в их крайнем проявлении. Отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля.

Подросток начинает слышать голоса, команды, отсутствующий, пустой, тусклый взгляд, потеря аппетита и интереса к жизни.

В мозгу подростка происходят необратимые изменения. Изоляция часто необходима

лечение, как при шизофрении. На этом этапе подростку необходима помощь квалифицированного психиатра, а психолог может выполнять только функцию диспетчера.

   В процессе формирования компьютерной и игровой зависимости у детей отчетливо видна причинно-следственная связь между недостатками воспитания и наличием зависимости. Авторитарный стиль в воспитании, эмоциональный дефицит, педагогическая запущенность, отсутствие нравственных аспектов в воспитании, бездуховная атмосфера в семье, разобщенность между родителями, а также так называемые телевизионные семьи - все это ведет к уязвимости в развитии эмоциональной самореализации. регламентированность, низкая способность к быстрому восстановлению сил, неспособность контролировать свои чувства, лень, безответственность, социальная дезадаптация. Наличие таких результатов в воспитании детей должно насторожить родителей, т.к. в них заложена предрасположенность к различным проблемам, в том числе к компьютерной зависимости.

   Здоровое отношение к компьютеру возникает тогда, когда родители относятся к нему не как к демону и не как к средству спасения от трудностей воспитания, а просто как к одному из бытовых приборов.

  Компьютерные игры всегда несовершенны. Их производители заинтересованы в том, чтобы игры продавались и менялись как можно чаще. Своеобразная родительская цензура компьютерных игр совершенно необходима. Никто, кроме самих родителей, не может этого сделать. В каждую игру, которая попадает в руки ребенку, сначала должен сыграть один из родителей. Необходимо вникнуть в ее содержание, попытаться ответить на вопросы: «Что даст эта игра моему ребенку?», «Какие качества личности она у него разовьет?», «Содержит ли конкретно эта игра информацию, опасную для ребенка и не разовьется ли у него «агрессивный стиль поведения?».

В игре не должно быть минусов. Компьютерная игра должна:

1. Развиваться.

2. Не содержать оскорбительных слов и выражений.

3. Не формируйте циничное отношение к действительности.

4. Не содержать агрессивной информации.

5. Не вызывать привыкания к боли, драматическим ситуациям.

6. Не учите незаконным действиям.

7. Не портить внешний вид человека.

8. Не содержать сексуальных тем.

Родители также должны подвергать подобной цензуре фильмы, которые смотрят их дети. Самый оптимальный вариант, когда родители оставляют мало времени ребенку на компьютерные игры, т.к. работает в спортивной секции, музыкальной школе, клубе и т.д.

Некоторые правила безопасности для родителей

· Для детей 7-12 лет норма компьютера 30 минут в день, не чаще одного раза в два дня.

· Для подростков 12-14 лет - за компьютером можно проводить 1 час в день.

· С 14 до 17 лет максимальное время пребывания ребенка за компьютером составляет 1,5 часа в день.

· Взрослым нежелательно работать за компьютером более 5 часов в день.

· Раз в неделю необходимо иметь выходной, когда вообще не садишься за компьютер.

Что делать, чтобы ребенок не пристрастился к компьютеру?

1. Родители должны ознакомить ребенка с временными нормами.

2. Родителям необходимо следить за разнообразной деятельностью ребенка (клубы, секции, широкие интересы).

3. Необходимо связать ребенка с домашними обязанностями.

4. Прививать ребенку семейное чтение.

5. Необходимо ежедневно общаться с ребенком, быть в курсе возникающих у него проблем и конфликтов.

6. Родители могут контролировать круг общения ребенка. Обязательно пригласите в гости друзей сына или дочери.

7. Родители должны знать место, где ребенок проводит свободное время

8. Научите ребенка правилам общения, расширьте кругозор ребенка.

9. Необходимо научить ребенка снимать эмоциональное напряжение и выходить из стрессовых ситуаций.

10. Регулярно подвергайте цензуре компьютерные игры и программы.

11. Можно приобщить ребенка к настольным играм, приучить к играм его детства.

12. Не позволяйте ребенку выходить в Интернет без присмотра. Установить запрет на ввод определенной информации.

13. Обсуждать с ребенком негативные явления жизни, вырабатывать устойчивое отношение ко злу, активное сопротивление тому, что несет в себе энергию разрушения, разрушения, деградации личности.

14. Помните, что родители являются образцом для подражания для ребенка. Поэтому сами родители не должны нарушать правила, которые они установили для ребенка (с учетом собственных норм, разумеется).

15. Проанализируйте себя. Вы сами пристрастились к табаку, алкоголю и телевидению? Лучший рецепт предотвращения зависимости у вашего ребенка — это ваше освобождение от зависимости.

Рекомендации для родителей

 1. Профилактика компьютерной зависимости у младших школьников.

    Компьютер стал привычной и необходимой вещью в современной жизни. Родители гордятся своим ребенком, когда он лучше их знает, как загружать фотографии в социальные сети, как найти нужную информацию, как отправить письмо по электронной почте. Но когда ребенок начинает иногда играть в компьютерные игры, родители бьют тревогу. Есть дети, которые готовы убежать из дома, напасть на родителей с ножом, потому что они хотят отобрать компьютер. В самых тяжелых случаях помочь ребенку может только психиатр.

    Сегодня в каждом учебном заведении есть компьютерный класс. Во многих школах учителя начальных классов проводят уроки с использованием компьютеров. Они приносят пользу, помогая специалистам с помощью образовательных программ формировать у детей необходимые и полезные навыки, помогать им осваивать школьные предметы. Когда ребенок садится за компьютер, его глаза загораются неподдельным интересом. он становится более собранным и внимательным, увеличивается объем запоминаемой информации, активизируется мыслительная деятельность, развивается мелкая моторика глаз. Естественно, необходимо соблюдать правила работы за компьютером, дети должны знать о пользе и вреде, который это приносит.

Причины и степени компьютерной зависимости.

Специалисты выделяют следующие причины компьютерной зависимости:

· отсутствие родительского контроля, неумение ребенка играть самостоятельно, организовывать свою игру;

· недостаток общения в семье, т.е. желание заменить общение с близкими компьютером;

· родители не признают роста ребенка и не меняют стиль общения с ним;

· ребенку не комфортно дома, т.к. у него нет личного пространства, где он чувствовал бы себя хозяином;

· заниженная самооценка и неуверенность ребенка в своих силах, его зависимость от мнения окружающих;

· замкнутость ребенка, его неприятие сверстниками;

· незнание правил психогигиены при взаимодействии с компьютером.

Степени компьютерной зависимости:

1. энтузиазм на стадии разработки. Он характерен для ребенка в первый месяц после приобретения компьютера. Это освоение нового времяпрепровождения, освоение неизвестного, но необычайно интересного предмета. В этот период «зависание» за компьютером обычно не превышает 1 месяца, затем интерес снижается. вскоре происходит нормализация временного режима, возникают периодические паузы, вызванные другими занятиями и увлечениями. Если выхода из этого этапа нет, то можно перейти ко второму этапу. 

2. состояние возможной зависимости. Характеризуется сильным погружением в игру, пребыванием за компьютером более 3 часов в день, снижением учебной мотивации, падением успеваемости (не всегда происходит сразу). Отмечается повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативная реакция на любые препятствия, мешающие игре, излюбленная тема общения — компьютерные игры, сужение круга общения, иногда нарушения сна и т. д.

3. выраженная зависимость. Игрок не владеет собой, эмоционально нестабилен, нервничает, когда необходимо прервать игру, эмоционально реагирует или не реагирует вовсе. В случае насильственного вмешательства в его реальность он может уйти из дома, большую часть времени проводить в игровых клубах или с друзьями. Он становится неряшливым в одежде, равнодушен ко всему, что не касается его хобби. Могут появиться пропуски уроков, обязательно – снижение успеваемости. Кроме того, для этой стадии характерны повышенная тревожность и возбудимость, рассеянность, рассеянность вне игровой деятельности. Угасание интереса к общению очень сильное, полная замена друзей компьютером. есть опасность перехода в 4-ю стадию, если ребенку длительное время не оказывается помощь,

4. клиническая зависимость. Серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность (заторможенность или импульсивность, истеричность, резкая смена эмоций с крайним их проявлением), отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля. Ребенок начинает слышать голоса, команды, взгляд его отсутствует, тусклый и пустой. Наблюдается потеря аппетита и интереса к жизни.

На данном этапе необходима помощь психиатра!

Как определить степень зависимости ребенка от компьютера

Пройдите простой тест. Обратитесь к ребенку с просьбой, например: «Помогите, пожалуйста, подобрать рассыпавшиеся бусинки». Применять нужно именно в тот момент, когда он сидит за компьютером и играет.

Способы реагирования ребенка:

А. Ребенок легко откликается на просьбу, помогает, может увлечься этой помощью, переключиться на другое задание, отвлечься, забыть о компьютере - полная свобода от компьютера на время тестирования.

Б. ребенок отвечает со второго-третьего раза, неохотно выполняет просьбу, проявляет недовольство, огрызается - 1-я степень зависимости, если это первый месяц освоения новой игрушки или начальная стадия 2-й степени зависимости.

V. Ребенок не отвечает на просьбу, явно не слышит обращения, не прерывает игру - зависимость 2-3 степени.

В том случае, если ребенок вел себя по схеме Б или Б, необходимо обратиться к нему на следующий день с подробной аргументированной просьбой, например: «Сынок, помоги мне, пожалуйста. Я не справлюсь одна, мне нужна твоя помощь! Прекрати то, что ты делаешь, и помоги мне!» Если реакция на просьбу аналогична, то можно сделать окончательный вывод о наличии зависимости и необходимости помощи.

Как избежать компьютерной зависимости

Для профилактики компьютерной зависимости родителям необходимо соблюдать ряд четких правил:

   Войдите в режим кисти. «Взаимодействие» с компьютером для старшеклассника - 30-40 минут в день. Старайтесь не поддаваться слезам, капризам и печали ребенка. Реагируйте спокойно, терпеливо объясняйте, переключайте ребенка на другие занятия.

      Поощряйте и хвалите ребенка. Именно в этом кроется один из волшебных ключей, открывающих дверь во внутренний мир наших детей. Не стесняйтесь хвалить ребенка за мытье тарелки, умение одеваться или дружескую, спокойную игру с другими детьми. Компьютерные игры содержат много поощрения, чего дети, к сожалению, не слышат от большинства родителей. Компьютер не перестает хвалить ребенка, подчеркивает его способности, ум, ловкость, необычность, положительно реагирует даже на проигрыши и ошибки, в то время как взрослые часто относятся к ошибкам ребенка противоположным образом - раздражаются, начинают кричать.

    Родители являются образцами для подражания. Не нарушайте правила, которые вы установили для ребенка (с учетом собственных норм, разумеется). Проанализируйте, зависимы ли вы сами? Ваше освобождение — лучший рецепт профилактики зависимости у ребенка.

  Следите за различными действиями ребенка. Обратите внимание, дети должны посещать различные кружки и секции, иметь широкие интересы. Привлекайте детей к домашним делам. Развивайте семейное чтение. Поиграйте в настольные и спортивные игры, познакомьте детей с играми их детства. Придумать и организовать мероприятие для всей семьи: поход в театр, поездку в город, туристическую поездку и т.д.

2. Профилактика игровой и компьютерной зависимости у детей и подростков.

С развитием компьютерных технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения количество детей, интересующихся компьютерными играми, значительно увеличилось.

Виртуальный мир компьютерных игр, в который играют дети, часто бывает жестоким и беспощадным, враждебным виртуальному герою. Герой сам противостоит этому миру, имея для этого все необходимое: силу, ум, знания, оружие, средства защиты и т.д. Ему приходится «убивать» компьютерных «врагов», а они, в свою очередь, просят «убить» его. Ребенок или подросток, длительное время находясь в такой среде, переносит законы игры в реальный мир: он начинает чувствовать себя неуязвимым, считает, что большинство людей настроены враждебно, а мир в целом опаснее его. на самом деле. Такие игры для большинства детей и подростков служат поводом для неосознанного изменения их отношения к миру, социуму и себе, что в конечном итоге приводит к усилению дезадаптации и усилению тревожности.

По результатам исследований специалистов Американской академии педиатрии, досуг перед монитором меняет мышление и восприятие детей, приводя к утрате способности к внутренней речи. Быстрая смена картинок является причиной того, что для маленьких компьютерных геймеров реальная жизнь как бы замедляется: они начинают пропускать уроки. Вторая опасность чрезмерного погружения в виртуальный мир — потеря способности отличать вымысел от реальности. В некоторых случаях это может привести к психическим расстройствам.

Родители также должны обращать внимание на то, сколько времени ребенок проводит за просмотром телевизора. Просмотр телевизионных программ детям до двух лет не рекомендуется. Быстрая смена кадров на экране негативно влияет на развитие мозга, который в этот период учится создавать образы. Телевидение очень опасно: оно дает детям возможность избирательно управлять своим восприятием и памятью. Психологи также связывают наблюдаемый в последнее время рост речевых нарушений у детей с тем, что юные зрители проводят перед экраном гораздо больше времени, чем это допустимо.

Возникновение компьютерной и игровой зависимости характеризуется следующими этапами:

1. Вовлечение на этапе разработки.

Он характерен для ребенка в первый месяц после приобретения компьютера. Это необычно, смешно и очень интересно.

В этот период длительное сидение за компьютером не превышает одного месяца, а затем интерес снижается. Может происходить нормализация режима, во время которой возникают паузы, когда ребенок переключается на что-то более интересное для него. Но если выхода из этого этапа нет, то возможен переход ко второму этапу.

2. Состояние возможной зависимости.

Сильное погружение в игру, пребывание за компьютером более 3 часов в день, снижение уровня учебной мотивации, падение успеваемости, повышенный эмоциональный тонус во время игры, негативная реакция на любые препятствия, мешающие обучению. игра. В общении излюбленной темой становится обсуждение компьютерной игры, происходит сужение круга общения, иногда нарушение сна и т. д.

3. Выраженное привыкание. Ребенок не владеет собой, становится эмоционально неустойчивым, при необходимости прервать игру начинает сильно нервничать, реагировать эмоционально или как-то иначе.

В случае насильственного вмешательства в игровой процесс подросток может уйти из дома, много времени проводить в игровых клубах или с друзьями. Небрежность в одежде, равнодушие ко всему, что его не касается, прогулы уроков, низкая успеваемость. Характерны также тревожность и возбудимость, рассеянность, рассеянность вне игровой деятельности. Очень заметное угасание интереса к общению, полная замена друзей компьютером.

Если ребенку не оказать квалифицированную помощь на этом этапе, есть опасность перехода на 4-й этап.

4. Клиническая зависимость. Пребывание за компьютером до 16-18 часов в сутки. Периодическое расстройство желудка (без каких-либо диагностируемых диагнозов). Скорее всего, молодой организм таким образом проявляет защитные реакции – боли и проблемы с желудочно-кишечным трактом. Имеются серьезные отклонения от нормы в поведении, реакциях, неадекватная эмоциональность или заторможенность. Наличие импульсивности в поведении, истерик, резкой смены эмоций в их крайнем проявлении. Отсутствие эмоционального и поведенческого самоконтроля.

Подросток начинает слышать голоса, команды, отсутствующий, пустой, тусклый взгляд, потеря аппетита и интереса к жизни.

В мозгу подростка происходят необратимые изменения. Изоляция и лечение часто необходимы, как при шизофрении. На этом этапе подростку необходима помощь квалифицированного психиатра, а психолог может выполнять только функцию диспетчера.

В процессе формирования компьютерной и игровой зависимости у детей отчетливо видна причинно-следственная связь между недостатками воспитания и наличием зависимости. Авторитарный стиль в воспитании, эмоциональный дефицит, педагогическая запущенность, отсутствие нравственных аспектов в воспитании, бездуховная атмосфера в семье, разобщенность между родителями, а также так называемые телевизионные семьи - все это ведет к уязвимости в развитии эмоциональной самореализации. регламентированность, низкая способность к быстрому восстановлению сил, неспособность контролировать свои чувства, лень, безответственность, социальная дезадаптация. Наличие таких результатов в воспитании детей должно насторожить родителей, т.к. в них заложена предрасположенность к различным проблемам, в том числе к компьютерной зависимости.

Здоровое отношение к компьютеру возникает тогда, когда родители относятся к нему не как к демону и не как к средству спасения от трудностей воспитания, а просто как к одному из бытовых приборов.

Компьютерные игры всегда несовершенны. Их производители заинтересованы в том, чтобы игры продавались и менялись как можно чаще. Своеобразная родительская цензура компьютерных игр совершенно необходима. Никто, кроме самих родителей, не может этого сделать. В каждую игру, которая попадает в руки ребенку, сначала должен сыграть один из родителей. Необходимо вникнуть в ее содержание, попытаться ответить на вопросы: «Что даст эта игра моему ребенку?», «Какие качества личности она у него разовьет?», «Содержит ли конкретно эта игра информацию, опасную для ребенка и не разовьется ли у него «агрессивный стиль поведения?».

В игре не должно быть минусов. Компьютерная игра должна:

1. Развиваться.

2. Не содержать оскорбительных слов и выражений.

3. Не формируйте циничное отношение к действительности.

4. Не содержать агрессивной информации.

5. Не вызывать привыкания к боли, драматическим ситуациям.

6. Не учите незаконным действиям.

7. Не портить внешний вид человека.

8. Не содержать сексуальных тем.

Родители также должны подвергать подобной цензуре фильмы, которые смотрят их дети. Самый оптимальный вариант, когда родители оставляют мало времени ребенку на компьютерные игры, т.к. работает в спортивной секции, музыкальной школе, клубе и т.д.

Некоторые правила безопасности для родителей

• Для детей 7-12 лет норма использования компьютера составляет 30 минут в день, не чаще одного раза в два дня.

• Для подростков 12-14 лет – можно проводить за компьютером 1 час в день.

• В возрасте от 14 до 17 лет максимальное время, проводимое ребенком за компьютером, составляет 1,5 часа в день.

• Взрослым нежелательно работать за компьютером более 5 часов в день.

• Раз в неделю необходимо иметь выходной, когда вы вообще не садитесь за компьютер.

Что делать, чтобы ребенок не пристрастился к компьютеру?

1. Родители должны ознакомить ребенка с временными нормами.

2. Родителям необходимо следить за разнообразной деятельностью ребенка (клубы, секции, широкие интересы).

3. Необходимо связать ребенка с домашними обязанностями.

4. Прививать ребенку семейное чтение.

5. Необходимо ежедневно общаться с ребенком, быть в курсе возникающих у него проблем и конфликтов.

6. Родители могут контролировать круг общения ребенка. Обязательно пригласите в гости друзей сына или дочери.

7. Родители должны знать место, где ребенок проводит свободное время

8. Научите ребенка правилам общения, расширьте кругозор ребенка.

9. Необходимо научить ребенка снимать эмоциональное напряжение и выходить из стрессовых ситуаций.

10. Регулярно подвергайте цензуре компьютерные игры и программы.

11. Можно приобщить ребенка к настольным играм, приучить к играм его детства.

12. Не позволяйте ребенку выходить в Интернет без присмотра. Установить запрет на ввод определенной информации.

13. Обсуждать с ребенком негативные явления жизни, вырабатывать устойчивое отношение ко злу, активное сопротивление тому, что несет в себе энергию разрушения, разрушения, деградации личности.

14. Помните, что родители являются образцом для подражания для ребенка. Поэтому сами родители не должны нарушать правила, которые они установили для ребенка (с учетом собственных норм, разумеется).

15. Проанализируйте себя. Вы сами пристрастились к табаку, алкоголю и телевидению? Лучший рецепт предотвращения зависимости у вашего ребенка — это ваше освобождение от зависимости.

3. Профилактика азартных игр среди несовершеннолетних.

Исследователями доказано, что алкогольная, наркотическая и игровая зависимости имеют много общих признаков и механизмов возникновения и развития (В. Зайцев, П. Мунтян, Б. Лабковский, М. С. Иванов, Л. К. Фортова и др.). Однако проведенный анализ позволяет констатировать тот факт, что на данный момент недостаточно изучены последствия формирования игровых аддикций у подростков, блокирующих механизмы развития социально значимой личности, условия педагогической профилактики данные зависимости в образовательных учреждениях не изучены, отсутствуют достаточно эффективные профилактические программы.

 

Азартными играми считаются игры, в которых выигрыш полностью или в значительной степени зависит не от мастерства игроков, а от случайности. Азартные игры связаны не только с многочисленными неблагоприятными межличностными финансовыми, криминальными и психическими последствиями, но и с опасностями ранней половой жизни, например, беременностью.

 

Азартные игры провоцируют повышение сексуальной активности у подростков. Эту закономерность обнаружили ученые из США при изучении чернокожих подростков с пристрастием к азартным играм в начальной школе. Предыдущие исследования на аналогичную тему уже показали, что существует связь между азартными играми и проблемами поведения подростков.

 

Нарушение поведения детей зависит от незрелости, несформированности личности, обусловленной сложным взаимодействием биологических факторов, остаточной органической церебральной недостаточности и социальных факторов.

 

В наше время, с повсеместным распространением игровых автоматов, проблема зависимости не только среди подростков, но и среди взрослых стала еще более актуальной.

 

Поведенческое расстройство у подростков определяется такими качествами, как ложь, воровство, вандализм, импульсивность, злоупотребление психоактивными веществами, а также словесная и физическая агрессия, жестокость по отношению к людям и домашним животным. Результаты анализа также показали, что 89% подростков, играющих в азартные игры, имели сексуальные отношения до 18 лет, а 9% опрошенных имели случаи венерических заболеваний. Доктор Сильвия Мартинс (Silvia Martins), комментируя эти данные, отметила, что определенно существует связь между азартными играми, ранним началом половой жизни и повышенной сексуальной активностью.

 

Причины компьютерной зависимости могут быть разными:

отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье;

отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, увлечений, увлечений, не связанных с компьютером;

неумение ребенка устанавливать желаемые контакты с окружающими, отсутствие друзей;

общая невезучесть ребенка – едва ли не самая частая причина формирования компьютерной зависимости.

 

Основные признаки формирования зависимости от компьютерных игр:

нежелание отвлекаться от компьютерных игр;

раздражение при вынужденном отвлечении внимания;

неумение планировать окончание игры, определять временные рамки нахождения за компьютером;

забывчивость о домашних делах и учебе во время игры на компьютере;

пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу того, чтобы проводить больше времени за компьютером;

злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;

готовность довольствоваться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отходя от компьютера;

угрозы, шантаж в ответ на ограничение или запрет компьютерных игр.

 

Общеобразовательные учреждения обладают большими возможностями для профилактической работы в рассматриваемом направлении. Однако на сегодняшний день эта деятельность затруднена из-за отсутствия у педагогов четкого представления об особенностях возникновения и развития игровых аддикций у подростков, незнания форм и методов проведения педагогической профилактики, умения определять и создавать условия ее эффективной реализации в общеобразовательной школе. На наш взгляд, изменить ситуацию может разработка и практическое применение комплексных программ педагогической профилактики игровой зависимости у подростков.

 

В настоящее время в школах, по данным Л.И. Колесникова (Россия) имеет программы профилактики игровой зависимости для подростков 15-16 лет. Программа состоит из нескольких модулей: 1. Юные игроки. 2. Полоса везения. 3. Ожидаемый результат. Старшеклассники прослеживают все этапы, по которым они спускаются к проблемной игровой зависимости:

Сначала победа дает вам «кайф», вы возвращаетесь за еще большей «дозой», вы больше не замечаете денежных потерь или оправдываете их временным невезением, жизненные трудности и проблемы вас больше не беспокоят.

Затем вы начинаете чувствовать себя виноватым, вам не повезло, вы «неудачник», вас начинают преследовать денежные потери, вы занимаете деньги для продолжения игры, вы уже ставите на игру большие суммы, вы продолжаете думать, что можете все равно выиграю в следующий раз.

Вы все еще думаете, что сможете отыграть хоть какую-то сумму, чтобы расплатиться с долгами, но снова терпите неудачу, вы снова решаете, где взять деньги для продолжения игры, но вы уже использовали все варианты, есть больше некуда их брать, остается только последнее - незаконный метод, ты "по уши", начинаешь паниковать. Все студенты высказывают одинаковое мнение, что они не хотели бы оказаться в такой ситуации. Работа с баннером «Возвращение» дает представление о том, с чего начать, возвращаясь к здоровому образу жизни, и как помочь тому, кто уже находится на пути к игровой зависимости.

 

В целях профилактики в школах необходимо внедрять в учебный процесс педагогические модели профилактики игровых аддикций, а также обучение несовершеннолетних преодолению проблем социальной адаптации, с ориентацией молодежи на положительные виды деятельности, альтернативные к азартным играм.

 

На сегодняшний день, как показали исследования, наиболее реальными и эффективными являются педагогические профилактические программы, организованные на микроуровне, т. е. включающие работу в ближайшем окружении подростков - в семье, школе, в группах сверстников. региона) или на макроуровне (рассматриваемом в рамках государства) требует создания и развития научно-исследовательской теоретической и практической базы, которая послужит основой для проведения комплексных мероприятий на уровне национальных проектов и программ.

 

Тщательный анализ этой проблемы позволил сформулировать правила компьютерной безопасности:

время игры должно быть ограничено (для детей 6-7 лет - 10 минут, 8-11 лет - 15-20 минут, для старшеклассников - до 30 минут в день);

нельзя играть перед сном, сразу после еды и, конечно же, вместо сна подвижные игры, помощь по дому, невыполненное домашнее задание и даже просто прогулка на улице;

необходимо контролировать содержание игры (исключить сцены с насилием, жестокостью, сексуальным развратом, нездоровым азартом, оккультно-сатанинскими и другими морально негативными темами).

 

В целях профилактики развития игровой зависимости мы рекомендуем родителям и взрослым:

Обращайте внимание на развитие интересов и склонностей ребенка, поощряйте его творческие начинания.

Следите за тем, чтобы ребенок уделял достаточно времени физической активности.

Правильно использовать право взрослого на сдерживание, т.к. «запретный» плод всегда сладок.

Поощряйте интерес ребенка к посещению секций и кружков.

Тест на интернет-зависимость (С.А. Кулаков)

 

Ответы даются по 5-бальной шкале:

1 - очень редко

2 - иногда

3 – часто

4 - очень часто

5 - всегда

Вопросы.

1. Как часто вы замечали, что оставались в сети дольше, чем думали?

2. Как часто вы пренебрегаете домашним заданием, чтобы проводить больше времени в Интернете?

3. Как часто вы предпочитаете интернет-развлечения интимным отношениям с партнером?

4. Как часто вы строите новые отношения с друзьями в Интернете?

5. Как часто ваши друзья жалуются на то, что вы проводите много времени в Интернете?

6. Как часто ваше образование и работа страдают от времени, проведенного в Интернете?

7. Как часто вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?

8. Как часто из-за использования Интернета страдает ваша эффективность или продуктивность на работе?

9. Как часто вы сопротивляетесь и скрываетесь, когда вас спрашивают о том, чем вы занимаетесь в сети?

10. Как часто вы откладываете неприятные мысли о своей жизни на второй план, заменяя их успокаивающими мыслями об Интернете?

11. Как часто вы ловите себя на том, что с нетерпением ждете, когда в следующий раз выйдете в интернет?

12. Как часто вы опасаетесь, что жизнь без Интернета станет скучной, пустой и неинтересной?

13. Как часто вы огрызаетесь, кричите или раздражаетесь, если вас что-то беспокоит, когда вы в сети?

14. Как часто вы теряете сон из-за поздних ночных сидений в сети?

15. Как часто вы чувствуете, что поглощены Интернетом, когда вы не в сети, или воображаете, что находитесь там?

16. Как часто вы замечаете слова «еще несколько минут...», когда находитесь онлайн?

17. Как часто вы просите сократить время онлайн и терпите неудачу?

18. Как часто вы просите скрыть количество времени, которое вы проводите в Интернете?

19. Как часто вы предпочитаете проводить больше времени в Интернете вместо того, чтобы встречаться с людьми?

20. Как часто вы чувствуете себя подавленным, в плохом настроении, нервничаете, когда вас нет в сети, что вскоре проходит, когда вы снова выходите в сеть?

  При балле 50-79 стоит задуматься о серьезном влиянии сети на вашу жизнь. Если сумма баллов 80 и выше, вам необходима помощь психолога.